Вы здесь:   Статьи / Создание, запись и обработка звука / Программы, плагины / Cubase /Знакомьтесь, Cubase!
Каталог статей Мои статьи. Добавить статью!       
В даном разделе выкладываются статьи в которых делятся опытом, открывают "секреты" мастерства.

Знакомьтесь, Cubase!




Итак, сегодня мы поговорим о работе в замечательном продукте немецкой компании Steinberg, а именно Cubase SX 3. У дотошного читателя сразу же возникнет резонный вопрос – почему именно Cubase? Ведь для написания музыки существует масса других программ, довольно-таки распространенных...

Да, действительно, программ существует немало, каждая из них имеет как свои достоинства, так и недостатки. Самыми распространенными на данный момент являются Logic, Reason, FL Studio (он же FruityLoops), Ableton Live, ProTools. Также существуют и некоторые другие программы типа Cakewalk Sonar, крайне мало распространённые. Их мы рассматривать не будем!

[video]

[/video]

Итак, сегодня мы поговорим о работе в замечательном продукте немецкой компании Steinberg, а именно Cubase SX 3. У дотошного читателя сразу же возникнет резонный вопрос – почему именно Cubase? Ведь для написания музыки существует масса других программ, довольно-таки распространенных.
Да, действительно, программ существует немало, каждая из них имеет как свои достоинства, так и недостатки. Самыми распространенными на данный момент являются Logic, Reason, FL Studio (он же FruityLoops), Ableton Live, ProTools. Также существуют и некоторые другие программы типа Cakewalk Sonar, крайне мало распространённые. Их мы рассматривать не будем.

Logic, производимый компанией Apple, программа, безусловно, отличная. Она отличается высочайшим качеством звука, удобным интерфейсом, богатым выбором встроенных плагинов для обработки звука, качественными встроенными синтезаторами, и будет обязательно затронута в отдельной статье. Однако есть один нюанс. А именно, Logic в последних его версиях, о которых мы и говорим, является продуктом Apple и под Windows его не существует в принципе. Для профессиональных студий, которые без проблем могут позволить себе дорогостоящий Mac Pro, это, конечно же, не проблема. Чего не скажешь о подавляющем большинстве наших с вами сограждан, обладателей пусть и хороших, но PC.

Следующая программа, продукт компании Propellerhead – Reason, так же представляет собой довольно интересную, полностью укомплектованную софт-студию, и, в отличие от Logic, существует как в версии для Windows, так и для MacOS. Reason программа полностью интегрированная, т.е. все необходимые средства и инструменты уже включены в состав программы. Это с одной стороны является большим плюсом, но с другой и самым главным минусом. И заключается он в том, что к Reason нельзя подключать сторонние плагины, будь то VST-синтезаторы или обработки. Одним словом, возможностей по расширению у Reason нет.

FL Studio, в простонародье «Фрути Лупс», долгое время был (по крайней мере, для меня) скорее ознакомительной игрушкой, нежели серьезным продуктом, и был тому ряд весомых причин. Но о них чуть позже. Итак, FL точно также как и уже описанные мною программы представляет собой интегрированную музыкальную студию, в комплекте идет немалое количество VST-синтезаторов, плагинов обработки, и аудио-семплов.

FL существует только под Windows, и в отличие от Reason позволяет подключать сторонние VST-плагины. FL обладает довольно простым и понятным интерфейсом, что непременно обрадует людей, столкнувшихся с написанием музыки на компьютере впервые. Однако, на практике, при более глубоком изучении, выясняется, что возможности FL во многом сильно ограничены, некоторые очень важные элементы, такие как секвенсор выполнены крайне неудобно. В ранних версиях FL (до последней, 8-й), главной проблемой FL было довольно низкое качество конечного звука: звучание у FL было «пластилиновое», ненасыщенное, придавленное. Поэтому даже самые гениальные по своей сути треки, написанные в FL, звучали сухо и мертво по сравнению скажем с Cubase или Logic. Однако, с выходом последней, 8-й версии, качество звука FL существенно изменилось в лучшую сторону. Насколько сильно - мы узнаем из сравнительного тестирования качества звучания различных программ, которое вскоре выйдет на PROMODJ.

Ableton Live – программа во всех отношениях замечательная. Существут как в Windows так и в Mac-версии, обладает высоким качеством звука и позволяет без проблем подключать сторонние плагины. Ничего плохого про Ableton сказать не могу. Скажу лишь то, что это тема отдельного, большого материала.

ProTools – профессиональная программа, подвязанная аппаратно, иначе говоря, под железо. Работает либо со своим родным дорогостоящим железом, либо в специальных M-Powered версиях со звуковыми картами M-Audio, также недешевыми. Существует как под Windows так и под под Mac. Позволяет подключать плагины форматов RTAS (обсчитываются CPU компьютера), либо TDM (обсчитываются процессорами ProTools), и обеспечивает реально непревзойденное качество звучания. Используется в основном для сведениях на профессиональных студиях.

Итак, разобрав какие же программы существуют, проанализировав их достоинства и недостатки, мы подошли непосредственно к предмету сегодняшнего обсуждения – Cubase SX.

Cubase также существует как под Windows так и под MacOS и к нему подключаются плагины стандарта VST.

Мы будем разбирать 3-ю версию программы. Почему 3-ю, если на данный момент существуют и 4-я и уже 5-я? Основных причин тому две: отсутствие кардинальных изменений, и что наиболее важно, доступность продукта в России. Более того, все сказанное ниже также применимо также и к последним версиям этой программы.

В отличие от большинства описанных выше программ, Cubase не может похвастаться богатым комплектом поставки в виде кучи встроенных плагинов, и в отличие от некоторых из них, не пестрит демо-треками и всплывающими на каждом шагу подсказками, да туториалами. Здесь во всем проявляется, что называется, немецкая практичность – ничего лишнего.

Возможно, именно поэтому Cubase так сильно отпугивает новичков. Я даже знаю случаи, когда этой программой пугали людей, мол, Cubase – задел узкого круга профессионалов. Однако на самом деле это абсолютно не так, и разобравшись, понимаешь, что на самом деле ничего страшного нет, что Cubase не кусается, а представляет собой во всех отношениях очень удобный и функциональный инструмент. В чем я и предлагаю убедиться.

Но для начала, разберем несколько важных теоретических моментов, без понимания которых писать музыку просто не получится. Тем, кто уже пишет музыку, и решил перейти на Cubase, следующую часть статьи можно пропустить.

Немного теории. MIDI-треки, синтезаторы, обработка.

Итак, что же представляет собой любая композиция? По большому счету – набор дорожек, сведенных воедино, где каждый инструмент, будь то бочка, бас, или любой другой звук – отдельная дорожка.

Возьмем одну из таких дорожек. В основе ее лежит инструментальная партия, которая представляет собой набор звуков определенной длины и тональности, расположенных в определенной последовательности и с определенной периодичностью. В Cubase SX это выглядит так:



На этом скриншоте приведен кусочек линии баса. Как мы можем видеть, по вертикали меняется высота звука, а по горизонтали его расположение и длина.

Однако, сами по себе набитые ноты звучать не будут. Это лишь информация о высоте, длине и расположении нот. Такая дорожка называется MIDI-трэком.

Сам же звук выдает синтезатор, будь то железка, или же программный VST-инструмент. А подключается он по специальному интерфейсу называемому MIDI (от англ. MusicalInstrumentDigitalInterface).

Любая MIDI-дорожка в Cubase SX имеет вход и выход. На вход может быть подключена, скажем MIDI-клавиатура, для наигрывания партий с клавишных, а на выход – непосредственно синт, который будет воспроизводить нашу партию определенным звуком.

В свою очередь с ВСТшки звуковой сигнал выходит на аудио-канал. Здесь мы можем регулировать его громкость и вешать обработку, будь то простой эквалайзер или же какой-нибудь навороченный стерео-эффект. В Cubase окошко канала выглядит следующим образом:



Как мы можем видеть, здесь у меня висят две обработки – эквалайзер Q10 и компрессер TC Native. Эти обработки вклиниваются между выходом с канала и дальнейшим его поступлением на мастер. Такой вид вставки эффектов называется «инсерты» (Insert).

Существует еще другой вид отправки на обработку который называется посылом или «сендом» (Send), но о нем мы поговорим несколько позже, да и на первое время он вряд ли понадобится.

Итак, подведем итог всему выше сказанному и еще раз пройдемся по внутренней коммутации от нашей MIDI-дорожки до конечного мастера:



Мы видим что партия отправляется на инструмент, с инструмента выходит на канал, на канале вставляются эффекты, и после этого уже обработанный звук идет на мастер.

А правильное понимание того, что откуда приходит и куда идет очень сильно облегчит жизнь и избавит от многих проблем.

VST-инструменты и библиотеки семплов

Как я уже сказал выше, Cubase SX не богат встроенными инструментами, поэтому для эффективной работы понадобится определенный инструментарий. Встшек существует великое множество, как бесплатных, так и довольно дорогих. Отличаются они возможностями и качеством звучания.

Минимально необходимы – семплер для ударных (можно и без него, но это не так удобно), инструмент для звуков, и пакет обработки. Лично я могу порекомендовать для начала обзавестись:

* Семплером Native Instruments Battery 3
* Синтезатором Rob Papen Predator[/b] (для синтетической музыки)
* Пакетом обработок Waves Mercury Bundle

Также нам понадобятся качественные семплы ударных. Для House и Minimal Techno музыки я рекомендую использовать семплы от Vengeance, такие как:

* Vengeance Minimal House
* Vengeance Electro Essentials
* Vengeance Essential House
* Vengeance Essential Clubsounds

В принципе достаточно и первых двух библиотек.

С этим набором можно смело начинать творить.

ASIO

Не будем забывать, что Cubase программа всё-таки профессиональная, и на абы какой звуковой карте просто так работать не будет. Cubase как и остальные продукты Steinberg работает со звуковой картой по продвигаемом компанией Steinberg протоколу ASIO.

Данный протокол позволяет обмениваться звуковыми данными непосредственно между драйверами звуковых карт и звуковым программным обеспечением и позволяет существенно сократить буферную задержку и расширить возможности устройств по перенаправлению звуковых потоков.

Его поддерживают все без исключения профессиональные звукововые карты и многие домашние карточки, такие как, например, Creative Audigy.

Но что же делать, если Ваша карточка не может похвастаться поддержкой ASIO, например, у Вас встроенный звук AC'97?

Не спешите удалять Cubase! Выход есть. И имя ему – ASIO4ALL. Это универсальный ASIO-драйвер, после установки которого, вы сможете работать по ASIO-протоколу вне зависимости от модели звуковой карточки. Скачать его можно бесплатно на сайте разработчика - (ссылка на внешний сайт) (ссылка на внешний сайт)
Но для начала следует проверить, не имеет ли Ваша карточка родной поддержки ASIO. Для этого запускаем Cubase и переходим в раздел меню Device -> Device Setup.

В левой части открывшегося окошка выбираем раздел VST Audiobay:



В поле Main ASIO Driver будут представлены доступные варианты. ASIO Multimedia Driver и ASIO DirectX Dull Duplex Driver работает с большими задержками (иногда значительно более 100 мс) – их мы использовать не будем.

Если помимо них есть ASIO драйвер звуковой карты, выбираем его. Если нет – закрываем Cubase, качаем ASIO4ALL, устанавливаем, перезагружаемся и после перезагрузки в этом же окне выбираем появившийся дрйавер ASIO4ALL.

Теперь мы готовы к творческим подвигам!

Поехали!

Итак, мы пришли к самому главному. Мы имеем установленный Cubase SX 3, настроенный ASIO, установленные плагины, пару ушей, пару прямых рук, и желание творить качественную музыку.

Cubase открыт, выбираем File -> New Project и создаем папочку для нашего будущего шедевра. Пустой проект выглядит так:



Посередине – главная область секвенсера. В ней будут расположены все наши MIDI- и аудио-дорожки. Внизу – транспортная панель. Здесь мы задаем BPM трека, а также управляем воспроизведением и записью. Для начала надо отжать кнопочку TEMPO, так чтобы напротив нее появилась надпись FIXED. Это означает, что наш трек будет иметь фиксированную скорость. По умолчанию выставлено 120 BPM.

Поменяем на что-нибудь более соответствующее нашим целям, например 128 BPM.

Далее нам необходимо добавить VST-инструменты и MIDI-дорожки для них. Начнем с инструментов. Они добавляются в соответствующем окошке VST Instruments, которое вызывается нажатием клавиши F11 или из меню (Devices -> VST Instruments). Здесь нажимаем в любой понравившийся слот (всего можно добавить до 64 инструментов) и выбираем нужные нам инструменты, например Battery 3 и Predator:



После добавления инструмента открывается его окошко, а в секвенсоре появляется папочка VST Instruments с выходами аудио-каналов инструментов. Ни то не другое нам пока не нужно, просто закроем окна и свернем папочку.

Следующим шагом нам надо добавить MIDI дорожки. Все дорожки добавляются в меню Project -> Add Track, либо из контекстного меню, вызываемого правым кликом по области под свернутой папочкой VST Instruments. В этой области у нас будут располагаться корешки наших дорожек. Нам нужно добавить MIDI-трек (пункт Add MIDI Track).

После добавления в левой части окна появляются свойства добавленно трека, где есть поля In и Out. Это входы и выходы нашей дорожки. О них мы уже говорили выше. На выход (Out) дорожки назначим наш инструмент, скажем Battery.

После назначения инструмента непосредственно под полем Out появится желтый значок для перехода в окно инструмента и MIDI-канал. Канал пусть стоит 1-й, оставим его в покое, к этому мы подойдем позже. Клик по значку переносит нас в окно инструмента, в данном случае Battery 3:



Верхняя половина окна Battery состоит из клеток, в которые мы будем добавлять семплы, а в нижней расположены вкладки со всеми настройками семпла и браузер для выбора семплов (вкладка Browser). Для добавления семпла в ячейку достаточно выбрать нужный файл в браузере и перетянуть его в ячейку.

Для начала добавим основные ударные – бас-бочку (Kick), закрытый хэт (Closed Hi-Hat) и рабочий барабан (Snare). На этом пока можно закрыть окошко Battery и вернуться в главное окно Cubase, к секвенсору.

Секвенсор, панель инструментов, квантайз.

Секвенсором в Cubase называется основная рабочая область, в которой будут находиться все наши MIDI- и аудио- дорожки. Здесь создается и выстраивается практически вся аранжировка трека.

В верхней части области секвенсора присутствует линеечка, где жирными цифрами отмечены такты. Для увеличения или уменьшения горизонтального масштаба можно воспользоваться ползунком в нижнем правом углу либо кнопочками G и H на клавиатуре (что намного проще).

Вообще, работая в Cubase, стоит сразу приучить себя пользоваться горячими клавишами – они здорово облегчат жизнь. Горячие клавиши я буду описывать по ходу изложения, а полный их список основных горячих клавиш можно посмотреть здесь. Но не будем отвлекаться.



Курсор - используется для выделения и изменения размера объектов (горячая клавиша - 1). Также имеет две разновидности, одна из которых, Time Stretch используется для быстрого изменения скорости аудио-фрагментов.
Выделение – для выделения произвольной области внутри дорожки (горячая клавиша - 2).
Ножницы – для разрезания дорожки или фрагмента в нужном месте (горячая клавиша - 3).
Клей – для склеивания двух соседних фрагментов дорожки в один.
Ластик - я думаю всем и так понятно для чего : ) (горячая клавиша - 4).
Лупа – для увеличения горизонтального масштаба (вещь абсолютно ненужная, т.к. есть горячие клавиши G/H, уже описанные выше)
Mute – для отключения выбранного фрагмента дорожки из воспроизведения, т.е. сам фрагмент останется на месте, но воспроизводиться не будет (горячая клавиша - 6).
Time Warp – очень редко используемый и в принципе не нужный инструмент.
Карандаш – используется для создания фрагмента дорожки. Один из наиболее часто используемых в секвенсоре инструментов (горячая клавиша – 8)
Линия (также имеет разновидности: полукруг, синусоида, треугольник, и.т.д.) – для рисования линий автоматизаций и последовательностей нот определенной формы. Будет подробно описан в следующей части статьи.
Прослушка – используется для быстрой предпрослушки дорожки с выбранного места (горячая клавиша - 9)
Заливка – для изменения цвета фрагмента или целой дорожки.

Внимание! Горячие клавиши данных инструментов надо нажимать на основном цифробуквенном блоке клавиатуры, а не на маленьком цифровом отсеке!

Для работы с элементами секвенсора в Cubase присутствует специальная панель:

Далее следуют элементы управления сеткой. Этот момент мы разберем поподробнее. Cubase SX, как впрочем и все остальные подобные программы, для удобства умеет вписывать все добавляемые элементы по ритмическим долям в сетку, размер которой мы можем выбрать сами.

Это называется квантайзом (Quantize). Для задания размера квантайза, в поле «Размер сетки» надо выбрать Use Quantize, а в поле «Квантайз» соответственно размер:

* 1/1 – такт
* 1/2 – половина такта
* 1/4 – бит
* 1/8 – половина бита
* 1/16 – четверть бита

После задания размера квантайза, все добавляемые в секвенсор элементы будут автоматически подвинуты под сетку, а рисуемые в клавишном редакторе ноты также будут подогнаны под заданный размер и по длине.

Если привязку к сетке нужно отключить, достаточно отжать соответствующую кнопку на панели (см. рис. 2).

В нижней части экрана находится транспортная панель. Здесь мы можем управлять воспроизведением нашего проекта:



Основные функции, необходимые нам, подписаны на приведенном рисунке, остальные мы разберем в следующих частях статьи.

Теперь можно переходить непосредственно к добавлению в секвенсор партий.

Выбираем квантайз 1/1, карандаш на панели инструментов и жмем карандашом по дорожке, назначенной на Battery. Появится фрагмент размером в 1 такт. Далее выбираем инструмент «Курсор» (клавиша «1») и двойной клик по фрагменту.

Редактор партий, Key Editor

Перед нами предстанет редактор партий – Key Editor. По вертикали расположено 11-откавное пиано. Две нижние октавы представляют собой так называемый de-tune и нужны в исключительно редких случаях, равно как три самые верхние. В основном используется диапазон C1-C5. В Cubase, как и в других программах используется буквенное обозначение нот, где C – нота «до», а B – соответственно «си».

Полутона (черные клавиши) в Cubase обозначаются диезами (справка для людей без музыкального образования: белые клавиши – основные тона, черные – полутона, обозначаются они «диез» или «бемоль» в зависимости от расположения относительно основного тона). Диез (значок #) – выше, бемоль – ниже. Например, полутон лежащий между до и ре называется до-диез или ре-бемоль, и в Cubase обозначается как C#:



В случае с ударным семплером, каковым является Battery, забитые в него семплы будут лежать на различных клавишах пиано и раскладываться по нотам они не будут, каждый семпл – на одной отдельной клавише. Остается только найти нужные клавиши и расставить ударные. Это можно сделать либо перебором клавиш на пиано, либо перейдя в окно инструмента и посмотрев на какие клавиши какой семпл назначен.

В верхней части окна редактора партий также имеется уже знакомая нам панель инструментов и квантайз. В данном случае нам понадобятся карандаш и квантайз 1/16. Теперь вбиваем ударные. Должно получиться примерно следующее:



Для запуска/остановки воспроизведения в Cubase, как впрочем, и во всех остальных программах, используется клавиша пробел «пробел». Нажмем, послушаем. Если все правильно, закрываем окошко редактора партий и возвращаемся обратно в секвенсер.

Снова секвенсор

Итак, у нас есть фрагмент ударной партии длиной в такт. Размножим его. Это можно сделать путем многократного копирования/вставки, можно при помощи перетаскивания с зажатой клавишей Alt (инструмент должен быть «курсор», квантайз для удобства 1/1), а еще проще, нажатием комбинации клавиш Ctrl+D нужное количество раз.



Теперь мы имеем квадрат или два ударных. Для удобства их стоит зациклить. Для этого нужно поставить маркеры начала и конца лупа. Самый простой способ это сделать – сначала выделить все содержимое дорожки и после нажать клавишу P. После нужно поставить петлю путем зажатия соответствующей кнопки на транспортной панели, или комбинации клавиш Ctrl+G.

Для того, чтобы исключить дорожку из произведения или наоборот, прослушать одну ее, на каждой дорожке расположены кнопочки M (Mute) и S (Solo) соответственно. Для большего удобства им соответствуют те же клавиши на клавиатуре.

Еще один момент, связанный с воспроизведением: по-умолчанию, Cubase после остановки воспроизведения при последующем его запуске будет играть с того места, где вы остановились. Это не очень удобно. Для большего удобства в написании музыки, следует перенастроить Cubase таким образом, чтобы он возвращался к первоначальной позиции, с которой вы начинали воспроизведение (например, с начала такта). Для этого, необходимо открыть настройки Cubase (File -> Preferences) и на вкладке Transport поставить галочку Return To Start Position on Stop.

Теперь по аналогии мы можем прописать партию баса и другие инструментальные партии.

Работа с аудио-фрагментами

Итак, мы уже знаем, как работать с MIDI-дорожками и MIDI-фрагментами, добавлять и назначать на дорожки инструменты, знаем, куда и как выходит аудио-поток.

Однако, одними MIDI, как говорится, сыт не будешь, и для полноценной работы над созданием композицией нам придется столкнуться с аудио-дорожками, будь то вокал или же переходные эффекты.

К аудио-дорожкам и фрагментам, в принципе, применимо многое из описанного по отношению к их MIDI-сородичам. Их точно также можно разрезать, копировать, склеивать; при добавлении, аудио-фрагменты точно также встают под сетку в квантайз.

Однако есть несколько моментов, которые надо знать. Разберем их на простом, но весьма наглядном примере.

Итак, в нашей композиции уже есть ударные, бас, ну и возможно какие-то другие партии. Представим себе, что ударные играют в чистом виде несколько квадратов, а далее вместе с ними должен вступить бас (обычный вариант для многих House-треков). В таких случаях, очень часто используют переходные шипяще-нагнетающие эффекты, которые в больших количествах присутствуют в различных библиотеках семплов, как, например Vengeance.

Подберем какой-нибудь подходящий семпл (я, например, выбрал VMH1 FX Sounds 150 из библиотеки Vengeance Minimal House). Добавить его в проект можно путем выбора пункта меню File->Import->Audio File, либо же просто перетащив в секвенсор.

Перед нами предстанет диалог с опциями импорта:



Галочка Copy File to Working Directory скопирует добавляемый файл в папку нашего проекта. Без этого конвертирование файла под формат проекта будет невозможно. Следующие галочки отвечают непосредственно за конвертирование. Галочки Sample Rate и Sample Size нужны в том случае, если частота дискретизации и битность добавляемого файла отличаются от настроек проекта. Галочка Split channels разобьет стерео-файл на две моно-дорожки. Нажимаем OK.

После добавления, аудио-файл автоматически попадает в пул (Pool) – хранилище всех аудио-файлов в проекте Cubase. Даже если вы потом случайно или специально удалите фрагмент с дорожки, он все равно останется в пуле и папке проекта, откуда его потом можно будет легко достать и поставить обратно в проект. Нам это пока не понадобится, так что просто примем эту информацию к сведению и поедем дальше.

Итак, в проекте создастся дорожка с аудио-фрагментом. Поставим его в нужное место. В этом случае привязку к сетке лучше отключить.



Аудио-дорожки, в отличие от своих мидишных собратьев, выходят непосредственно на аудио-канал. Перейтки к нему можно путем нажатия кнопочки с буквой “e” в верхней части левой панели:




написать
Почитать новости анонсы интервью статьи релизы
Знакомьтесь, Cubase!

Итак, сегодня мы поговорим о работе в замечательном продукте немецкой компании Steinberg, а именно Cubase SX 3. У дотошного читателя сразу же возникнет резонный вопрос – почему именно Cubase? Ведь для написания музыки существует масса других программ, довольно-таки распространенных.

Да, действительно, программ существует немало, каждая из них имеет как свои достоинства, так и недостатки. Самыми распространенными на данный момент являются Logic, Reason, FL Studio (он же FruityLoops), Ableton Live, ProTools. Также существуют и некоторые другие программы типа Cakewalk Sonar, крайне мало распространённые. Их мы рассматривать не будем.

Logic, производимый компанией Apple, программа, безусловно, отличная. Она отличается высочайшим качеством звука, удобным интерфейсом, богатым выбором встроенных плагинов для обработки звука, качественными встроенными синтезаторами, и будет обязательно затронута в отдельной статье. Однако есть один нюанс. А именно, Logic в последних его версиях, о которых мы и говорим, является продуктом Apple и под Windows его не существует в принципе. Для профессиональных студий, которые без проблем могут позволить себе дорогостоящий Mac Pro, это, конечно же, не проблема. Чего не скажешь о подавляющем большинстве наших с вами сограждан, обладателей пусть и хороших, но PC.

Следующая программа, продукт компании Propellerhead – Reason, так же представляет собой довольно интересную, полностью укомплектованную софт-студию, и, в отличие от Logic, существует как в версии для Windows, так и для MacOS. Reason программа полностью интегрированная, т.е. все необходимые средства и инструменты уже включены в состав программы. Это с одной стороны является большим плюсом, но с другой и самым главным минусом. И заключается он в том, что к Reason нельзя подключать сторонние плагины, будь то VST-синтезаторы или обработки. Одним словом, возможностей по расширению у Reason нет.

FL Studio, в простонародье «Фрути Лупс», долгое время был (по крайней мере, для меня) скорее ознакомительной игрушкой, нежели серьезным продуктом, и был тому ряд весомых причин. Но о них чуть позже. Итак, FL точно также как и уже описанные мною программы представляет собой интегрированную музыкальную студию, в комплекте идет немалое количество VST-синтезаторов, плагинов обработки, и аудио-семплов.

FL существует только под Windows, и в отличие от Reason позволяет подключать сторонние VST-плагины. FL обладает довольно простым и понятным интерфейсом, что непременно обрадует людей, столкнувшихся с написанием музыки на компьютере впервые. Однако, на практике, при более глубоком изучении, выясняется, что возможности FL во многом сильно ограничены, некоторые очень важные элементы, такие как секвенсор выполнены крайне неудобно. В ранних версиях FL (до последней, 8-й), главной проблемой FL было довольно низкое качество конечного звука: звучание у FL было «пластилиновое», ненасыщенное, придавленное. Поэтому даже самые гениальные по своей сути треки, написанные в FL, звучали сухо и мертво по сравнению скажем с Cubase или Logic. Однако, с выходом последней, 8-й версии, качество звука FL существенно изменилось в лучшую сторону. Насколько сильно - мы узнаем из сравнительного тестирования качества звучания различных программ, которое вскоре выйдет на PROMODJ.

Ableton Live – программа во всех отношениях замечательная. Существут как в Windows так и в Mac-версии, обладает высоким качеством звука и позволяет без проблем подключать сторонние плагины. Ничего плохого про Ableton сказать не могу. Скажу лишь то, что это тема отдельного, большого материала.

ProTools – профессиональная программа, подвязанная аппаратно, иначе говоря, под железо. Работает либо со своим родным дорогостоящим железом, либо в специальных M-Powered версиях со звуковыми картами M-Audio, также недешевыми. Существует как под Windows так и под под Mac. Позволяет подключать плагины форматов RTAS (обсчитываются CPU компьютера), либо TDM (обсчитываются процессорами ProTools), и обеспечивает реально непревзойденное качество звучания. Используется в основном для сведениях на профессиональных студиях.

Итак, разобрав какие же программы существуют, проанализировав их достоинства и недостатки, мы подошли непосредственно к предмету сегодняшнего обсуждения – Cubase SX.

Cubase также существует как под Windows так и под MacOS и к нему подключаются плагины стандарта VST.

Мы будем разбирать 3-ю версию программы. Почему 3-ю, если на данный момент существуют и 4-я и уже 5-я? Основных причин тому две: отсутствие кардинальных изменений, и что наиболее важно, доступность продукта в России. Более того, все сказанное ниже также применимо также и к последним версиям этой программы.

В отличие от большинства описанных выше программ, Cubase не может похвастаться богатым комплектом поставки в виде кучи встроенных плагинов, и в отличие от некоторых из них, не пестрит демо-треками и всплывающими на каждом шагу подсказками, да туториалами. Здесь во всем проявляется, что называется, немецкая практичность – ничего лишнего.

Возможно, именно поэтому Cubase так сильно отпугивает новичков. Я даже знаю случаи, когда этой программой пугали людей, мол, Cubase – задел узкого круга профессионалов. Однако на самом деле это абсолютно не так, и разобравшись, понимаешь, что на самом деле ничего страшного нет, что Cubase не кусается, а представляет собой во всех отношениях очень удобный и функциональный инструмент. В чем я и предлагаю убедиться.

Но для начала, разберем несколько важных теоретических моментов, без понимания которых писать музыку просто не получится. Тем, кто уже пишет музыку, и решил перейти на Cubase, следующую часть статьи можно пропустить.
Немного теории. MIDI-треки, синтезаторы, обработка.

Итак, что же представляет собой любая композиция? По большому счету – набор дорожек, сведенных воедино, где каждый инструмент, будь то бочка, бас, или любой другой звук – отдельная дорожка.

Возьмем одну из таких дорожек. В основе ее лежит инструментальная партия, которая представляет собой набор звуков определенной длины и тональности, расположенных в определенной последовательности и с определенной периодичностью. В Cubase SX это выглядит так:

Key Editor

На этом скриншоте приведен кусочек линии баса. Как мы можем видеть, по вертикали меняется высота звука, а по горизонтали его расположение и длина.

Однако, сами по себе набитые ноты звучать не будут. Это лишь информация о высоте, длине и расположении нот. Такая дорожка называется MIDI-трэком.

Сам же звук выдает синтезатор, будь то железка, или же программный VST-инструмент. А подключается он по специальному интерфейсу называемому MIDI (от англ. MusicalInstrumentDigitalInterface).

Любая MIDI-дорожка в Cubase SX имеет вход и выход. На вход может быть подключена, скажем MIDI-клавиатура, для наигрывания партий с клавишных, а на выход – непосредственно синт, который будет воспроизводить нашу партию определенным звуком.

Вот что получилось у меня на выходе приведенной в примере басовой партии

В данном случае звук выдавал программный VST-инструмент, в простонародье «ВСТшка» (так мы и будем их называть в дальнейшем).

В свою очередь с ВСТшки звуковой сигнал выходит на аудио-канал. Здесь мы можем регулировать его громкость и вешать обработку, будь то простой эквалайзер или же какой-нибудь навороченный стерео-эффект. В Cubase окошко канала выглядит следующим образом:

Окно канала

Как мы можем видеть, здесь у меня висят две обработки – эквалайзер Q10 и компрессер TC Native. Эти обработки вклиниваются между выходом с канала и дальнейшим его поступлением на мастер. Такой вид вставки эффектов называется «инсерты» (Insert).

Существует еще другой вид отправки на обработку который называется посылом или «сендом» (Send), но о нем мы поговорим несколько позже, да и на первое время он вряд ли понадобится.

Итак, подведем итог всему выше сказанному и еще раз пройдемся по внутренней коммутации от нашей MIDI-дорожки до конечного мастера:


Рис. 1

Мы видим что партия отправляется на инструмент, с инструмента выходит на канал, на канале вставляются эффекты, и после этого уже обработанный звук идет на мастер.

А правильное понимание того, что откуда приходит и куда идет очень сильно облегчит жизнь и избавит от многих проблем.
VST-инструменты и библиотеки семплов

Как я уже сказал выше, Cubase SX не богат встроенными инструментами, поэтому для эффективной работы понадобится определенный инструментарий. Встшек существует великое множество, как бесплатных, так и довольно дорогих. Отличаются они возможностями и качеством звучания.

Минимально необходимы – семплер для ударных (можно и без него, но это не так удобно), инструмент для звуков, и пакет обработки. Лично я могу порекомендовать для начала обзавестись:

Семплером Native Instruments Battery 3
Синтезатором Rob Papen Predator (для синтетической музыки)
Пакетом обработок Waves Mercury Bundle

Также нам понадобятся качественные семплы ударных. Для House и Minimal Techno музыки я рекомендую использовать семплы от Vengeance, такие как:

Vengeance Minimal House
Vengeance Electro Essentials
Vengeance Essential House
Vengeance Essential Clubsounds

В принципе достаточно и первых двух библиотек.

С этим набором можно смело начинать творить.
ASIO

Не будем забывать, что Cubase программа всё-таки профессиональная, и на абы какой звуковой карте просто так работать не будет. Cubase как и остальные продукты Steinberg работает со звуковой картой по продвигаемом компанией Steinberg протоколу ASIO.

Данный протокол позволяет обмениваться звуковыми данными непосредственно между драйверами звуковых карт и звуковым программным обеспечением и позволяет существенно сократить буферную задержку и расширить возможности устройств по перенаправлению звуковых потоков.

Его поддерживают все без исключения профессиональные звукововые карты и многие домашние карточки, такие как, например, Creative Audigy.

Но что же делать, если Ваша карточка не может похвастаться поддержкой ASIO, например, у Вас встроенный звук AC'97?

Не спешите удалять Cubase! Выход есть. И имя ему – ASIO4ALL. Это универсальный ASIO-драйвер, после установки которого, вы сможете работать по ASIO-протоколу вне зависимости от модели звуковой карточки. Скачать его можно бесплатно на сайте разработчика - (ссылка на внешний сайт)

Но для начала следует проверить, не имеет ли Ваша карточка родной поддержки ASIO. Для этого запускаем Cubase и переходим в раздел меню Device -> Device Setup.

В левой части открывшегося окошка выбираем раздел VST Audiobay:

В поле Main ASIO Driver будут представлены доступные варианты. ASIO Multimedia Driver и ASIO DirectX Dull Duplex Driver работает с большими задержками (иногда значительно более 100 мс) – их мы использовать не будем.

Если помимо них есть ASIO драйвер звуковой карты, выбираем его. Если нет – закрываем Cubase, качаем ASIO4ALL, устанавливаем, перезагружаемся и после перезагрузки в этом же окне выбираем появившийся дрйавер ASIO4ALL.

Теперь мы готовы к творческим подвигам!
Поехали!

Итак, мы пришли к самому главному. Мы имеем установленный Cubase SX 3, настроенный ASIO, установленные плагины, пару ушей, пару прямых рук, и желание творить качественную музыку.

Cubase открыт, выбираем File -> New Project и создаем папочку для нашего будущего шедевра. Пустой проект выглядит так:

Посередине – главная область секвенсера. В ней будут расположены все наши MIDI- и аудио-дорожки. Внизу – транспортная панель. Здесь мы задаем BPM трека, а также управляем воспроизведением и записью. Для начала надо отжать кнопочку TEMPO, так чтобы напротив нее появилась надпись FIXED. Это означает, что наш трек будет иметь фиксированную скорость. По умолчанию выставлено 120 BPM.

Поменяем на что-нибудь более соответствующее нашим целям, например 128 BPM.

Далее нам необходимо добавить VST-инструменты и MIDI-дорожки для них. Начнем с инструментов. Они добавляются в соответствующем окошке VST Instruments, которое вызывается нажатием клавиши F11 или из меню (Devices -> VST Instruments). Здесь нажимаем в любой понравившийся слот (всего можно добавить до 64 инструментов) и выбираем нужные нам инструменты, например Battery 3 и Predator:

После добавления инструмента открывается его окошко, а в секвенсоре появляется папочка VST Instruments с выходами аудио-каналов инструментов. Ни то не другое нам пока не нужно, просто закроем окна и свернем папочку.

Следующим шагом нам надо добавить MIDI дорожки. Все дорожки добавляются в меню Project -> Add Track, либо из контекстного меню, вызываемого правым кликом по области под свернутой папочкой VST Instruments. В этой области у нас будут располагаться корешки наших дорожек. Нам нужно добавить MIDI-трек (пункт Add MIDI Track).

После добавления в левой части окна появляются свойства добавленно трека, где есть поля In и Out. Это входы и выходы нашей дорожки. О них мы уже говорили выше. На выход (Out) дорожки назначим наш инструмент, скажем Battery.

После назначения инструмента непосредственно под полем Out появится желтый значок для перехода в окно инструмента и MIDI-канал. Канал пусть стоит 1-й, оставим его в покое, к этому мы подойдем позже. Клик по значку переносит нас в окно инструмента, в данном случае Battery 3:

Верхняя половина окна Battery состоит из клеток, в которые мы будем добавлять семплы, а в нижней расположены вкладки со всеми настройками семпла и браузер для выбора семплов (вкладка Browser). Для добавления семпла в ячейку достаточно выбрать нужный файл в браузере и перетянуть его в ячейку.

Для начала добавим основные ударные – бас-бочку (Kick), закрытый хэт (Closed Hi-Hat) и рабочий барабан (Snare). На этом пока можно закрыть окошко Battery и вернуться в главное окно Cubase, к секвенсору.
Секвенсор, панель инструментов, квантайз.

Секвенсором в Cubase называется основная рабочая область, в которой будут находиться все наши MIDI- и аудио- дорожки. Здесь создается и выстраивается практически вся аранжировка трека.

В верхней части области секвенсора присутствует линеечка, где жирными цифрами отмечены такты. Для увеличения или уменьшения горизонтального масштаба можно воспользоваться ползунком в нижнем правом углу либо кнопочками G и H на клавиатуре (что намного проще).

Вообще, работая в Cubase, стоит сразу приучить себя пользоваться горячими клавишами – они здорово облегчат жизнь. Горячие клавиши я буду описывать по ходу изложения, а полный их список основных горячих клавиш можно посмотреть здесь. Но не будем отвлекаться.

Для работы с элементами секвенсора в Cubase присутствует специальная панель:


Рис. 2

Разберем верхнюю панель чуть поподробнее. Панель инструментов содержит набор инструментов для работы с дорожками:
Курсор - используется для выделения и изменения размера объектов (горячая клавиша - 1). Также имеет две разновидности, одна из которых, Time Stretch используется для быстрого изменения скорости аудио-фрагментов.
Выделение – для выделения произвольной области внутри дорожки (горячая клавиша - 2).
Ножницы – для разрезания дорожки или фрагмента в нужном месте (горячая клавиша - 3).
Клей – для склеивания двух соседних фрагментов дорожки в один.
Ластик - я думаю всем и так понятно для чего : ) (горячая клавиша - 4).
Лупа – для увеличения горизонтального масштаба (вещь абсолютно ненужная, т.к. есть горячие клавиши G/H, уже описанные выше)
Mute – для отключения выбранного фрагмента дорожки из воспроизведения, т.е. сам фрагмент останется на месте, но воспроизводиться не будет (горячая клавиша - 6).
Time Warp – очень редко используемый и в принципе не нужный инструмент.
Карандаш – используется для создания фрагмента дорожки. Один из наиболее часто используемых в секвенсоре инструментов (горячая клавиша – 8)
Линия (также имеет разновидности: полукруг, синусоида, треугольник, и.т.д.) – для рисования линий автоматизаций и последовательностей нот определенной формы. Будет подробно описан в следующей части статьи.
Прослушка – используется для быстрой предпрослушки дорожки с выбранного места (горячая клавиша - 9)
Заливка – для изменения цвета фрагмента или целой дорожки.

Внимание! Горячие клавиши данных инструментов надо нажимать на основном цифробуквенном блоке клавиатуры, а не на маленьком цифровом отсеке!

Далее следуют элементы управления сеткой. Этот момент мы разберем поподробнее. Cubase SX, как впрочем и все остальные подобные программы, для удобства умеет вписывать все добавляемые элементы по ритмическим долям в сетку, размер которой мы можем выбрать сами.

Это называется квантайзом (Quantize). Для задания размера квантайза, в поле «Размер сетки» надо выбрать Use Quantize, а в поле «Квантайз» соответственно размер:

1/1 – такт
1/2 – половина такта
1/4 – бит
1/8 – половина бита
1/16 – четверть бита

После задания размера квантайза, все добавляемые в секвенсор элементы будут автоматически подвинуты под сетку, а рисуемые в клавишном редакторе ноты также будут подогнаны под заданный размер и по длине.

Если привязку к сетке нужно отключить, достаточно отжать соответствующую кнопку на панели (см. рис. 2).

В нижней части экрана находится транспортная панель. Здесь мы можем управлять воспроизведением нашего проекта:

Основные функции, необходимые нам, подписаны на приведенном рисунке, остальные мы разберем в следующих частях статьи.

Теперь можно переходить непосредственно к добавлению в секвенсор партий.

Выбираем квантайз 1/1, карандаш на панели инструментов и жмем карандашом по дорожке, назначенной на Battery. Появится фрагмент размером в 1 такт. Далее выбираем инструмент «Курсор» (клавиша «1») и двойной клик по фрагменту.
Редактор партий, Key Editor

Перед нами предстанет редактор партий – Key Editor. По вертикали расположено 11-откавное пиано. Две нижние октавы представляют собой так называемый de-tune и нужны в исключительно редких случаях, равно как три самые верхние. В основном используется диапазон C1-C5. В Cubase, как и в других программах используется буквенное обозначение нот, где C – нота «до», а B – соответственно «си».

Полутона (черные клавиши) в Cubase обозначаются диезами (справка для людей без музыкального образования: белые клавиши – основные тона, черные – полутона, обозначаются они «диез» или «бемоль» в зависимости от расположения относительно основного тона). Диез (значок #) – выше, бемоль – ниже. Например, полутон лежащий между до и ре называется до-диез или ре-бемоль, и в Cubase обозначается как C#:

В случае с ударным семплером, каковым является Battery, забитые в него семплы будут лежать на различных клавишах пиано и раскладываться по нотам они не будут, каждый семпл – на одной отдельной клавише. Остается только найти нужные клавиши и расставить ударные. Это можно сделать либо перебором клавиш на пиано, либо перейдя в окно инструмента и посмотрев на какие клавиши какой семпл назначен.

В верхней части окна редактора партий также имеется уже знакомая нам панель инструментов и квантайз. В данном случае нам понадобятся карандаш и квантайз 1/16. Теперь вбиваем ударные. Должно получиться примерно следующее:

Для запуска/остановки воспроизведения в Cubase, как впрочем, и во всех остальных программах, используется клавиша пробел «пробел». Нажмем, послушаем. Если все правильно, закрываем окошко редактора партий и возвращаемся обратно в секвенсер.
Снова секвенсор

Итак, у нас есть фрагмент ударной партии длиной в такт. Размножим его. Это можно сделать путем многократного копирования/вставки, можно при помощи перетаскивания с зажатой клавишей Alt (инструмент должен быть «курсор», квантайз для удобства 1/1), а еще проще, нажатием комбинации клавиш Ctrl+D нужное количество раз.

Теперь мы имеем квадрат или два ударных. Для удобства их стоит зациклить. Для этого нужно поставить маркеры начала и конца лупа. Самый простой способ это сделать – сначала выделить все содержимое дорожки и после нажать клавишу P. После нужно поставить петлю путем зажатия соответствующей кнопки на транспортной панели, или комбинации клавиш Ctrl+G.

Для того, чтобы исключить дорожку из произведения или наоборот, прослушать одну ее, на каждой дорожке расположены кнопочки M (Mute) и S (Solo) соответственно. Для большего удобства им соответствуют те же клавиши на клавиатуре.

Еще один момент, связанный с воспроизведением: по-умолчанию, Cubase после остановки воспроизведения при последующем его запуске будет играть с того места, где вы остановились. Это не очень удобно. Для большего удобства в написании музыки, следует перенастроить Cubase таким образом, чтобы он возвращался к первоначальной позиции, с которой вы начинали воспроизведение (например, с начала такта). Для этого, необходимо открыть настройки Cubase (File -> Preferences) и на вкладке Transport поставить галочку Return To Start Position on Stop.

Теперь по аналогии мы можем прописать партию баса и другие инструментальные партии.
Работа с аудио-фрагментами

Итак, мы уже знаем, как работать с MIDI-дорожками и MIDI-фрагментами, добавлять и назначать на дорожки инструменты, знаем, куда и как выходит аудио-поток.

Однако, одними MIDI, как говорится, сыт не будешь, и для полноценной работы над созданием композицией нам придется столкнуться с аудио-дорожками, будь то вокал или же переходные эффекты.

К аудио-дорожкам и фрагментам, в принципе, применимо многое из описанного по отношению к их MIDI-сородичам. Их точно также можно разрезать, копировать, склеивать; при добавлении, аудио-фрагменты точно также встают под сетку в квантайз.

Однако есть несколько моментов, которые надо знать. Разберем их на простом, но весьма наглядном примере.

Итак, в нашей композиции уже есть ударные, бас, ну и возможно какие-то другие партии. Представим себе, что ударные играют в чистом виде несколько квадратов, а далее вместе с ними должен вступить бас (обычный вариант для многих House-треков). В таких случаях, очень часто используют переходные шипяще-нагнетающие эффекты, которые в больших количествах присутствуют в различных библиотеках семплов, как, например Vengeance.

Подберем какой-нибудь подходящий семпл (я, например, выбрал VMH1 FX Sounds 150 из библиотеки Vengeance Minimal House). Добавить его в проект можно путем выбора пункта меню File->Import->Audio File, либо же просто перетащив в секвенсор.

Перед нами предстанет диалог с опциями импорта:

Галочка Copy File to Working Directory скопирует добавляемый файл в папку нашего проекта. Без этого конвертирование файла под формат проекта будет невозможно. Следующие галочки отвечают непосредственно за конвертирование. Галочки Sample Rate и Sample Size нужны в том случае, если частота дискретизации и битность добавляемого файла отличаются от настроек проекта. Галочка Split channels разобьет стерео-файл на две моно-дорожки. Нажимаем OK.

После добавления, аудио-файл автоматически попадает в пул (Pool) – хранилище всех аудио-файлов в проекте Cubase. Даже если вы потом случайно или специально удалите фрагмент с дорожки, он все равно останется в пуле и папке проекта, откуда его потом можно будет легко достать и поставить обратно в проект. Нам это пока не понадобится, так что просто примем эту информацию к сведению и поедем дальше.

Итак, в проекте создастся дорожка с аудио-фрагментом. Поставим его в нужное место. В этом случае привязку к сетке лучше отключить.

Аудио-дорожки, в отличие от своих мидишных собратьев, выходят непосредственно на аудио-канал. Перейтки к нему можно путем нажатия кнопочки с буквой “e” в верхней части левой панели:

Там, в уже знакомом нам окошке канала мы можем подогнать общую громкость дорожки и повесить необходимую обработку, скажем, срезать эквалайзером низ или добавить верхов.

Если же мы хотим поменять громкость конкретного аудио-фрагмента (например, на одной дорожке у нас будет несколько разных FX-семплов), мы можем потянуть вверх или вниз синий маркер, расположенный посередине фрагмента в верхней его части:



Чтобы разово наложить какую-нибудь обработку на фрагмент, мы можем щелкнуть по нему правой кнопкой мыши и далее в меню Plug-ins выбрать нужный плагин обработки, например, эквалайзер, которым мы сразу же отрежем ненужные нам низы.

В последствии, если вы захотите отменить или изменить действие наложенной обработки, нужно будет обратиться все к тому же контекстному меню, выпадающему по правому клику, к пунтку Audio->Offline Process History.



Здесь будет представлена история всех использованных обработок для фрагмента. Выбранную обработку можно:

- Подрегулировать (Modify)
- Заменить на другую (выбрать плагин в поле под кнопкой Replace By и далее нажать на Replace By)
- Удалить с откатом всех ее действий (Remove)
- Временно декатировать (Deactivate)

Следующая важная функция – это фэйды. Они нужны для того чтобы плавно вывести или увести фрагмент. Самый простой вариант создания входного и выходного фейда – это потянуть за синие маркеры, находящиеся в правой и левой верхней части фрагмента соответственно:



По-умолчанию Cubase создает прямые фейды которые ровно поднимут или опустят громкость до нужного уровня. Однако в некоторых случаях необходимо сделать фейд более плавным и обтекаемым. Для этого в Cubase существует очень мощный и гибкий инструмент – Fade Editor, вызываемый все из того же контекстного меню путем выбора пунтка Audio -> Open Fade Editor(s):



Здесь мы можем выбрать более обтекаемую форму фейда из стандартных заготовок, либо прорисовать свою собственную кривую фейда по точкам. Последний вариант редко бывает нужен, обычно хватает стандартных заготовок, таких как дугообразный фейд.

Следующее, что нам может понадобиться, так это разрезание аудио-фрагмента и кросс-фейд. Например, в том случае, если FX, который мы добавили, очень длинный в середине, и мы хотим его слегка сократить, оставив при этом его начало и концовку.

Для разрезания используется инструмент «ножницы» панели инструментов. Для удобства можно воспользоваться многофункциональной кнопочкой «alt», при зажатии которой и наведении мыши на аудио-фрагмент наш курсор превратиться в ножнички, достаточно лишь кликнуть в нужных местах и сделать разрезы:



Нужный кусочек отрезан и выделен, можем смело жать «Del». Теперь наша задача склеить два кусочка путем кросс-фейда. Для начала нужно сдвинуть куски с захлестом друг на друга, например так:



Чем больше захлест, тем длиннее и мягче будет наш кросс-фейд. Далее нужно поставить сам кросс-фейд. Делается горячей кнопкой X на клавиатуре. Кросс-фейд готов:



Его длину можно изменять путем раздвигания его краев мышкой, а форму кривой при помощи уже знакомого нам редактора, который мы можем вызвать повторным нажатием клавиши X:



Как видите, все очень просто и удобно. Но есть еще пара моментов и трюков, которые следует знать.

Иногда, для дальнейшей работы с фрагментом, бывает нужно сделать из склеенного кросс-фейдом фрагмента один монолитный. Для этого мы можем воспользоваться функцией Bounce (Audio->Bounce Selection), предварительно выделив весь фрагмент. Однако, учитывайте, что при этом фрагмент сбросится в отдельный файл пула и вся история его обработки (Offline Process History) будет очищена. То есть, «баунсить» следует уже окончательный вариант фрагмента, изменять навешенную обработку которого вы уже не будете.

Программа спросит нас, хотим ли мы переписать аудио-файл в пуле новым (Continue) или же лучше оставить исходный файл в покое и создать новую версию (New Version). Выберем New Version на тот случай, если позже мы захотим быстро достать исходную версию нашего FX'а.

После баунса фрагмента мы можем выполнять над ним ряд манипуляций, которые невозможны в случае со склеенным из нескольких кусков фрагментов. Например, пустить его в обратную сторону (сделать реверс), что бывает очень удобно в случае с переходными FX.

Сделаем дубль нашего FX’а (как я уже говорил, Ctrl+D), отодвинем его правее и выберем в контекстном меню Process->Reverse. Должно получиться нечто вроде этого:



Теперь мы можем сделать наш реверс чуть потише и склеить его кросс-фейдом с первым FX’ом в месте вступления баса. Теперь первый FX не обрывается резко, а плавно перетекает во второй, являющийся его точным зеркальным отражением, и мы получим плавный, красивый переход!

Автоматизация

Теперь, вооружившись знаниями о работе с VST-плагинами, обработкой, MIDI- и аудио- треками, мы подошли к одной из самых важных возможностей всех профессиональных музыкальных программ – автоматизации. Что же такое автоматизация и зачем она нужна?

Так или иначе, если мы хотим сделать композицию динамичной, нам недостаточно просто поставить в аранжировку много разных партий и инструментов. Также будет нужно менять громкость и параметры звучания разных составных частей динамически на протяжении всего трека: где-то плавно увести один инструмент, где-то плавно вывести другой, где-то прибавить басу звонкости, а где-то вывести инструмент из-под фильтра.

Для этого и используется автоматизация параметров – заранее прописанная нами схема, по которой они будут изменяться.

Начнем с самого простого вида автоматизации – регулировки громкости. Если в ярлычке аудио-дорожки или выходного аудио-канала нажать на плюсик, расположенный в левом нижнем углу ярлычка, появится саб-дорожка с нарисованной линией и кнопочками «R»/«W»:



Такие же кнопочки есть и в окошке любого инструмента, плагина обработки, или же аудио-канала. Они служат для записи и чтения автоматизации. Если нажать кнопочку «W» (Write – запись автоматизации), и в процессе воспроизведения, покрутить, скажем, ручку на плагине, или подергать фейдером на канале, все наши действия будут записаны. И если при следующем воспроизведении включить режим чтения автоматизации (кнопочка «R»), все те же ручки будут крутиться сами, точно также как мы их крутили при записи.

В Cubase любой автоматизированный параметр может быть представлен в виде отдельной саб-дорожки с кривой автоматизации. И самый простейший тому пример – громкость.

Нажмем кнопочку чтения на нашей аудио-дорожке с переходным FX'ом и поставим на линии автоматизации несколько точек, по которым будет меняться уровень:



Все. Наша простейшая автоматизация готова. Самое главное, не путать ее с фейдами, описанными выше, потому как фейды действуют внутри конкретного аудио-фрагмента, а автоматизация уровня будет управлять громкостью всего канала.

Это был простейший пример. Перейдем к более сложным. Нажмем на плюсик в корешке саб-дорожки Volume. Появится еще одна саб-дорожка, в моем случае Mute:



Нажмем туда, где написано Mute и выберем в выпадающем меню пункт «More». Откроется окошко, где мы можем выбрать автоматизируемый параметр:



В папочке Inserts поддиректориями будут расположены все вставленные в канал плагины обработки и в них все их возможные параметры, в папочке Sends параметры посылов (о них – в следующей части статьи), в папке EQ – управление параметрами встроенного четырехполосного эквалайзера канала, и, наконец, папка Panner с одним единственным параметром внутри – Pan Left-Right.

Его то мы и выберем. Данный параметр отвечает за стерео-панораму, которая по-умолчанию направлена в центр, т.е. звук идет равномерно на обе колонки. Сдвинем в виде эксперимента линию автоматизации в месте появления нашего переходного FX'а вниз, т.е. больше звука будет в левом канале, а к месту завершения, скажем, чуть выше (звук будет преобладать в правом канале):



Как результат наш FX будет не только выводится по громкости так, как мы захотим, но и постепенно перемещаться из левой колонки в правую :)

Таким же точно образом можно добавлять и автоматизировать любые другие параметры, в частности параметры вставленных в канал плагинов обработки.

Перейдем к автоматизации параметров инструментов. Откроем, скажем, инструмент баса, нажмем кнопоку «W», запустим воспроизведение, и в нужном месте покрутим какую-нибудь ручку, например Cutoff. Остановим воспроизведение, нажмем на инструменте «R». Автоматизация записалась, но, скорее всего, не очень точно и гладко, и наша задача теперь ее поправить.

Для этого нажмем правой кнопкой на любом корешке дорожки или пустой области под корешками и выберем пункт «Show Used Automation for all Tracks»:



Cubase раскроет и покажет все записанные автоматизации в виде саб-дорожек:



Теперь остается только точно отредактировать записанную автоматизацию (в моем случае это параметр Filter Frequency инструмента Predator)!

Точно также, при помощи Show Used Automation for all Tracks можно отследить нужные параметры автоматизации вставленных в канал обработок.

Автоматизация является один из ключевых элементов построения динамики композиции, и правильное её использование позволит Вам сделать трек интересным и по-настоящему насыщенным!

Final mixdown

Итак, теперь вы обладаете уже вполне достаточными навыками и знаниями для написания своей первой композиции в Cubase, и я уверен, что скоро вы ее напишете.

Предположим, что уже написали, и теперь у Вас чешутся руки превратить ее в конечный WAV или MP3 файл. Для этого нужно сначала выделить все содержимое композиции и заключить между начальным и конечным маркерами.

Дело в том, что при выгоне из Cubase в аудио-файл, будет экспортирована только та часть трека, которая заключена в верхние маркеры.

Чтобы выделить все содержимое от начала и до конца нажмем Ctrl+A и далее P. Обведенная маркерами и готовая к выгону композиция будет выглядеть примерно так:



Если маркеры стоят правильно, можно приступать непосредственно к экспорту. Для этого выберем пункт меню File->Export->Audio Mixdown. Перед нами предстанет следующий диалог:



Здесь мы можем выбрать месторасположение сохраняемого конечного микса, его формат, и некоторые другие параметры. Разберем этот момент чуть подробнее.

* Files of type – формат выгоняемого файла: WAV, AIFF, MP3 и.т.д.
* Coding/Atributes – параметры выгоняемого файла, такие как битрейт
* Channels – конфигурация: моно или стерео (мы разумеется выгоняем в стерео)
* Sample Rate – частота дискретизации (стандарт для Audio CD и большинства стерео-систем – 44100 Гц. Выберем именно эту частоту)
* Outputs – выходной канал с котрого будет производиться выгон. Нам нужен мастер, он обычно самый первый в списке. Не забудьте убедиться, что выбран именно он.
* Real-time export – Экспорт в реальном времени, т.е. трек будет проигрываться и тот же выходной поток пойдет в нащ файл.
Ниже идет неподписанный ползунок, отвечающий за уровень качества алгоритма обсчета, чем меньше – тем быстрее, чем больше – тем медленнее и качественнее будет обсчитываться микс.

Итак, необходимые настройки заданы, нажимаем Save, и после нескольких минут обсчета (в зависимости от производительности Вашей машины) наслаждаемся своим первым треком в Cubase SX!

Пара слов в заключение

Возможности Cubase SX крайне обширны, и рассказать обо всех их в рамках одной статьи, разумеется, не получилось, да и вряд ли у кого-нибудь получится. В этой статье я рассказал о базовых возможностях программы, необходимых для того, чтобы начать в ней работать, и постарался сделать это понятным даже новичку, решившему попробовать себя в качестве музыканта впервые и выбравшему в качестве инструмента Cubase.

Всем тем, кто уже достаточно освоился в программе, или уже готов обругать меня за поверхностность, милости прошу к прочтению следующего материала серии, где будет рассказано о многих других возможностях этой замечательной программы – «Углубляемся в Cubase».

Удачи в творческих начинаниях!
 


Источник: Promo Dj


Знакомство, с программой, Cubase

1
  Оценка


 

 
←  Предыдущие статьи Последующие статьи   →

Обсуждение статьи.

Rubеn
Полезные ссылки:

Скачать Cubase Cx3 (ссылка на внешний сайт) (121.4 mb)

Полезные видеоматериалы:

UGEX.Ru - Знакомство с Cubase (часть 1/2) (ссылка на внешний сайт)
UGEX.Ru - Знакомство с Cubase (часть 2/2) (ссылка на внешний сайт)
(Steinberg Cubase) Запись голоса и его сведение с минусом (0.0.3) (ссылка на внешний сайт)
vitek63
Спасибо,Рубен!!!Я раньше в Cubase и Nuendo только тональности менял и вокал вырезал.Попрпобую по новой....
Rubеn
Gidai
Rubеn
Очень рад)
Ромеос
Рубен, молодец!!!
daddy777
Также существуют и некоторые другие программы типа Cakewalk Sonar, крайне мало распространённые.



sorry, не удержался
Роман Скорпион
Ребята,кто работает в Кубе с SideChain(сайд чейн)?у меня возникли кое какие вопросы.Буду рад,если поможете!
Роман Скорпион
Всё!Спасибо!Сам "Дотукал"!Всё таки "Метод Тыка"хорошая весчь!
serjinyo
Ребята,подскажите кто знает.В основном окне звук есть,ав редакторе нет,хотя обработку всю хавает.Спасибо.
Роман Скорпион
мне немного не понятен вопрос..В самом кубе звук есть,а в редакторе(каком редакторе?)звука нет.Карта нотбуковская или дополнительная?
serjinyo
в sample editor.любой аудио файл.карта и дрова не причём.пока не открываешь файл в редакторе всё работает.
Роман Скорпион
controll room не активирован случайно?
serjinyo
Точно .Снял активацию,всё заработало.Большое спасибо,Роман.
Роман Скорпион
На здоровье!
sarma_vlad
спасибо большое. помог.
igorm
У меня в Кубе очень сильный аудиосигнал раньше такого не было где настроить не найду подскажите
gorevalex
На входе или на выходе?
igorm
на выходе
gorevalex
Посмотри настройки на мастер-шине (F3). Ничего туда не вешал?
ferdinal
между прочим Cakewalk Sonar очень отличается от куба по звуку как мне показалось он на много мягче и прозрачнее звучит на выходе, правда грузит процессор ,хоть я и работаю сейчас в кубе, а начинал с сонара ,почему то многие обходят его стороной, это так как бы между прочим ,я иногда прослушиваю старые работы сделанные в сонаре и в них ощущается глубина звучание
gorevalex
Последний Кубейс (7) значительно отличается по звуку от предыдущих версий в лучшую сторону. Где-то на уровне Самплитуды уже.
igorm
Где можна скачать
gorevalex
На оф. сайте.
kartoxa
Привек всем!!! Вчера один друг поставил мне Кубейс 7.Сейчас буду разбираться что к чему. Предылущая бала 5-версия


Все временно.....
gorevalex
Вчера один друг поставил мне Кубейс 7
Нужно добавить - LE
kartoxa
LE ??? Что это? И как добавить?


Все временно.....
gorevalex
Cubase 7 LE - то бишь Лайт Эдишн - Урезанная версия. Но работать можно....хоть и с достаточно большими ограничениями.
kartoxa
Не знаю никаких ограничении не ощущаю. Все видит все обрабатывает, все сохраняет. Поменялся микшер, стал более удобным и мобильным. И еще добавилось много всяких прибамбасов. Изменился сам фейс. Стоит новый удобный Hallion /Ну все к лучшему по моему!! Поживем увидим!!!!


Все временно.....
gorevalex
Не знаю никаких ограничении не ощущаю.
Ощутить можно только сравнив с полной версией. В LE урезано количество плагинов, дорожек и ещё кое-что из функциональности. А так - работать можно.
kartoxa
Что за LE не могу понять? Может быть ЭЛЕМЕНТ ?? И какие плагины урезаны? А дорожки разве не сами создаем ??? Все плагины я сам установил которые нужны были. А нужно было не много.пакет WAVES , из VST инструментов НЕКСУС ,ГИПЕРСОНИК, БЭТЕРИ-3 ДИСКАВЕРИ, ВАНГВАРД, РЕАЛГИТАРА, ОРКЕСТРАЛ, все это установил. Прекрасно работает !!!


Все временно.....
gorevalex
Может быть ЭЛЕМЕНТ ??
Cubase Elements, я ошибся, по старой памяти называю LE, но суть та же, урезанная версия. Дорожки создаём-то сами, только ограниченное количество. Плагины имею ввиду родные, входящие в комплектацию Кубейса.
Cubase Elements Supports 64 MIDI and 48 simultaneous audio tracks with up to 24-bit/192 kHz. Comes ready with 44 audio effect processors.
Cubase 7.5 Unlimited audio, instrument and MIDI tracks. Complete suite of 69 high-end audio and 18 MIDI VST effect processors.

Подробнее - разница тут.
(ссылка на внешний сайт)
(ссылка на внешний сайт)
kartoxa
пакет WaveS , из VST инструментов НЕКСУС ,ГИПЕРСОНИК, БЭТЕРИ-3 ДИСКАВЕРИ, ВАНГВАРД, РЕАЛГИТАРА, ОРКЕСТРАЛ, все это установил. Прекрасно работает !!!Что еще нужно??? Вчера создал 22 дорожки ,ни одного глюка.Хотя для написания трека этого больше чем достаточно!!! Никаких ограничении. Остальное это моя фантазия и творчество!!!!


Все временно.....
gorevalex
Прекрасно работает !!!Что еще нужно??? Вчера создал 22 дорожки ,ни одного глюка.Хотя для написания трека этого больше чем достаточно!!! Никаких ограничении. Остальное это моя фантазия и творчество!!!!
Я про сторонние плагины не говорю, это и так понятно. Дай-то бог, чтобы и дальше так, а вот у моего знакомого через пару месяцев после установки начались глюки.
kartoxa
Скажите своему знакомому , если начались глюки, нужно просто переустановить КУБИК. Нет ничего проще. У моего знакомого работает уже больше полугода !!!


Все временно.....
gorevalex
Думаете, что он не пробовал? Переустанавливал, и не один раз, реестр чистил, не помогло. Не так всё просто. Я могу сказать, из-за чего глюк пошёл - это всем на будущее - после установки глюки начинаются при подключении внешних USB-дисков. Куб воспринимает их как iLock, и начинает потихоньку ругаться)). Так что сначала нужно подсоединить все устройства, а потом уже устанавливать саму прогу. При отсоединении устройств глюки не возникают.
kartoxa
Что вы за чудеса рассказываете??? Какой iLock, Ничего подобнго у меня не происходит!!!все работает в щтатном режиме ,КУБИК не на что не ругается, и не может ругаться, так как не имеет отношения к внешним USB дискам , флешкам и т д


Все временно.....
Dlinny67
Вот полезная табличка отличий. Но это по 6-му Кубу. Я думаю в семёрках тоже самое...

(ссылка на источник)


Хочешь получить немного полезного в мозг? Нажми СЮДА...
gorevalex
Да, примерно различия такие же.
gorevalex
В серьёзных проектах всё это вылезет наружу, я конечно не имею ввиду всё подряд, но если работать с симфонищенской оркестровкой - тут уж точно будет острая нехватка дорожек и обработки.
kartoxa
У меня такое чувство что вы просто придираетесь!!!Я видел как записывается симфонический оркестр, совсем по другому методу, и гораздо проще.Сложнее написать какую нибудь попсовую оранжировку.Можно открывать бесконечное количество дорожек ,если системник позволяет. Это элементарно!!! А если миди дорожки после после тюнинга переводить в аудио,и загружать на новый проэкт, то нагрузка на системник уменьшается в двое!!!


Все временно.....
gorevalex
!Я видел как записывается симфонический оркестр, совсем по другому методу, и гораздо проще.
Интересная точка зрения......Я имею ввиду запись симфонического оркестра с помощью виртуальных инструментов, а не вживую. Я тоже имею кое-какие представления, как пишется живой оркестр, и считаю это даааалеко непростым делом, если конечно подходить к нему со всей ответственностью
Сложнее написать какую нибудь попсовую оранжировку
Позволю вас поправить - Аранжировку. Совсем не согласен. Вы сами пробовали хоть раз написать оркестровую музыку (я имею ввиду ПОЛНЫЙ симфонический состав)???
.Можно открывать бесконечное количество дорожек ,если системник позволяет. Это элементарно!!!
Вы кажется упустили то, о чём я писал, и не только я. В Cubase Element ограниченное количество дорожек, как Audio, так и MIDI. Вот для попсы-то их как раз и хватит, и то ещё смотря какая попса......Она тоже бывает разная Так что..... я вовсе не придираюсь.
kartoxa
ПОЛНЫЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ СОСТАВ С ПОМОЩЬЮ ВИРТУАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ???? ЗАЧЕМ ТАКОЙ (ГЕМОР) Я НЕ ПРОБОВАЛ. СОМНЕВАЮСЬ ЧТО И ВЫ ПРОБОВАЛИ. ПО МОЕМУ СИМФОНИЯ ДОЛЖНА ИСПОЛНЯТСЯ ЖИВЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ ! ДЛЯ ВАС ГЛАВНОЕ ПОБЕДИТЬ БЕССМЫСЛЕННЫЙ ЭТОТ СПОР. ПОЭТОМУ НАХОДИТЕ ВСЯКИЕ АРГУМЕНТЫ. ЛИЧНО МНЕ КУБЕЙС 7 ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ,НЕ СМОТРЯ НА ТО ЧТО ВЫ ПИШЕТЕ ПРО ОГРАНИЧЕНИЯ.МНЕ ВСЕГО ХВАТАЕТ.ГЛАВНОЕ КАЧЕСТВО А НЕ КОЛИЧЕСТВО !!!


Все временно.....
gorevalex
СОМНЕВАЮСЬ ЧТО И ВЫ ПРОБОВАЛИ
Напрасно сомневаетесь. Может вы и не в курсе - для VSL даже одного компа маловато бывает... А по Кубейсу - вам хватает - и хорошо, остановимся на этой мажорной ноте
kartoxa
Ничего личного. Без обид!!!Каждый при своем мнении. От меня уважение!!! Коллега!!!


Все временно.....
gorevalex
Взаимно!!!
Гости не могут добавлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
 
 
Блок пользователя.
Логин:
Пароль:

Забыли пароль? Зарегистрироваться.
Реклама
Оглянись Идешь по городу одна Сегодня ты не в духе
Зима между нами В моём окне чужой закат В твоём окне чужой рассвет В тво
Уходя ...уходи без истерик уходи без замученных фраз Мы не встретимся б
На глобусе следы Широтами повенчаны И в поисках руды Кострищами отмече
Вспоминаю те дни А жизнь продолжается
Дарите женщинам цветы Минуты радости просты - Дарите женщинам цветы Дарите женщ
Первый В деревне на душистом сеновале Простой мальчишка наблюдал з
 В раздел "Поэзия"
Cингл Рустэма Султанова «Журавлиный клинНовый музыкальный трек Рустэма Султанова "Журавлиный...
Журналистам вход бесплатный - Event Dj BЕкатеринбург готовится к битве лучших диджеев...
Пианистка Марина Яхлакова дала интервьюПианистка-виртуоз Марина Яхлакова побеседовала...
Интересно!
Мне нужны минусовки для...
Работы (кафе, рестораны и т.п.).
3309 - 35%
Души. Пою дома, на праздниках.
2169 - 23%
Выступлений (не основная работа).
1925 - 21%
Выступлений (поют мои дети).
1001 - 11%
Фоновой подзвучки на мероприятиях.
932 - 10%
Всего ответов: 9336
Комментировать(196). Другие опросы
Эфир форума
Авторские права. Спасибо за мнение
всем маководам просьба!!!!. А Вы не рассматривали плагин MiniLyrics Он сущес
Продам комплект звука HK Lucas. Продано Можно закрывать тему
Shure Beta58A. Ещё один = 12500р
Голова Shure Beta58A. Актуально
музыка для фокусов. Иллюзион для фокуса
Год семьи. Сценарий.Ищу.. Тоже присоединюсь Очень-очень нужно
Гороскоп 2024. Близнецы- положительные перемены в личной жизни и
КАК встречать. КАК ВСТРЕЧАТЬ Зеленый Деревянный Дракон — символ
Статистика
ПравилаОбратная связьПравообладателямПоддержка сайта
Наверх ↑